Гражданское право

Удержание ущерба нанесённого во время ДТП

Хозяин аварии

Хозяин аварии

Во всяком случае так посчитал Верховный суд. По мнению юристов, это давно сложившаяся практика. Если виновник аварии — водитель, скрылся, если на него не распространяется ОСАГО, если он вообще не имел права управления транспортным средством, то в случае ДТП и водитель, и собственник машины будут нести либо обоюдную, либо солидарную ответственность. В первом случае она делится пополам, во-втором — устанавливается процентное соотношение степени ответственности.

Некая Четвертакова обратилась в суд с иском к некой Митрофановой о возмещении морального вреда в результате автомобильной аварии. Дело в том, что мать Четвертаковой — Марина Дьякова — погибла под колесами машины, двигавшейся задним ходом. Этим автомобилем управлял гражданин Республики Молдова по фамилии Мисиру. Он скрылся с места происшествия и был объявлен в розыск. Но, судя по всему, розыск не помог. И поэтому свои претензии дочь погибшей обратила на собственника автомобиля.

Суд первой инстанции, а также апелляционный пришли к выводу, что раз Митрофанова не была за рулем, то она не должна отвечать за последствия аварии. Однако Верховный суд посчитал иначе.

В ходе расследования уголовного дела Митрофанова — владелец источника повышенной опасности — автомобиля, заявила, что передала его Мисиру во временное пользование с последующим возможным выкупом им машины. Однако Мисиру за машину не расплатился и она осталась в собственности у прежней хозяйки.

Более того, Мисиру не имел прав на управление автомобилем. А также он не был вписан в страховку. Суды нижних инстанций даже не изучили, на каком основании этому представителю соседнего государства были переданы документы и ключи на автомобиль.

Предположение суда первой инстанции, что на момент передачи у Мисиру было действующее водительское удостоверение, ничем не подтверждено. В общем, суды не рассматривали ответственность за передачу управления источником повышенной опасности неизвестному лицу. У которого нет даже страховки.

Суды вообще не стали устанавливать степень вины водителя и собственника автомобиля. А в таких делах это необходимо. Суд должен определить, насколько безответственность собственника автомобиля, а также беспечность его доверенного лица повлияла на создание аварийной ситуации. Это основание для распределения доли возмещения морального вреда.

Буквально сразу за этим интересным решением ВС вынес определение по другому делу. К счастью, там обошлось без погибших. Пострадала только машина. Водитель пользовался ею по доверенности, однако не был вписан в страховку. Суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что возмещать ущерб должен именно он. Однако Верховный суд указал, что акт передачи собственником машины другому лицу права управления ею, в том числе с передачей ключей и регистрационных документов на автомобиль, подтверждает лишь волеизъявление собственника на передачу данного имущества в пользование. Он не свидетельствует о передаче права владения имуществом. Такое использование не лишает собственника имущества права владения им, а, следовательно, не освобождает от обязанности по возмещению вреда, причиненного этим источником повышенной опасности.

Напомним, ранее Верховный суд уже указывал, что если не собственник автомобиля совершил ДТП, то и не ему отвечать. Но в последнее время судебная практика изменилась.

Лев Воропаев, адвокат:

— Верховный суд РФ уже на протяжении длительного времени исходит из того, что если водитель, который виновен в ДТП, на момент аварии не имел права управления или его ответственность не была застрахована по ОСАГО, то ответственность по возмещению вреда здоровью и иного ущерба возлагается и на собственника транспортного средства, как на лицо, которое не проявило должной заботливости и осмотрительности при содержании своего имущества — автомобиля: передало его в пользование лицу, которое в силу закона не имело оснований к управлению транспортным средством и в отсутствие соответствующего договора страхования ответственности.

Собственникам транспортных средств при передаче своего имущества в пользование другим лицам стоит внимательно проверять наличие у таких граждан права управления и страхового полиса ОСАГО. А в случае продажи автомобиля, тем более иностранным гражданам, стоит забыть про такое понятие, как продажа «по доверенности» и оформлять такую продажу исключительно в соответствии с действующим законодательством. Например, при продаже в рассрочку оформлять соответствующий договор купли-продажи с рассрочкой платежа. И после заключения такой сделки стоит обратиться в ГИБДД и сообщить о переходе права собственности, чтобы не только избежать последствий, указанных выше, но и не получать штрафы с камер за нового владельца и не платить транспортный налог.

Источник: rg.ru

Порядок получения материальной и моральной компенсации с виновника аварии. Как взыскать ущерб с виновника ДТП?

К сожалению, ДТП в наше время не редкость. Результатом аварии может быть как повреждение имущества, так и нанесение вреда здоровью или даже жизни. Потерпевший аварию человек становится заинтересованным в получении компенсации за понесенный ущерб после ДТП. Попробуем разобраться: кто выплачивает, как рассчитывается и как получить с виновного компенсацию вследствие произошедшего дорожно- транспортного происшествия?

Что можно и как взыскать ущерб с виновника ДТП?

Перед тем как требовать от инициатора случившейся аварийной ситуации компенсацию, следует учесть, что оценка ущерба будет произведена с учётом реального износа автомобиля. Пострадавшему полагаются:

  1. Компенсация за поврежденный корпус и механизмы транспортного средства.
  2. Возмещение расходов на эвакуацию и хранения ТС.
  3. Если после аварии потерпевшим утеряна работоспособность, ему выплачивается компенсация в размере заработной платы.
  4. Выплаты за нанесение морального вреда.
  5. Инициатором происшествия оплачиваются все судебные издержки и экспертизы, проведенные пострадавшим по решению суда.
  6. Оплата лечения.

Кто возмещает ущерб и убытки?

Компенсация за причиненные убытки ложится на плечи:

  1. Страховой компании. При наличии страхового полиса, виновник может обратиться в страховую компанию. На место происшествия выезжает страховой агент и оценивает убытки. Однако не всегда страховой полис может покрыть ущерб после ДТП и часто случаются отказы в выплатах.
  2. Виновника ДТП. Если отсутствует у инициатора аварии страховой полис или при желании взыскать с него сумму за моральный ущерб.

Способы взыскания ущерба после ДТП

В случае аварии, требовать от виновника компенсацию можно следующими способами:

  • мирным урегулированием конфликта. В случае если виновник сам осознал вину и готов возместить принесенные убытки;
  • посредством обращения в суд. Если инициатор аварии не согласен с предъявленными обвинениями.

При нанесении вреда здоровью пострадавшей стороне

Для определения размера нанесенного вреда здоровью потерпевшей стороне учитываются затраты на последующее лечение травм после аварии. В расходы входит:

  • стоимость лекарств, оплата сиделки и последующая реабилитация пострадавшего;
  • компенсируются утраты заработка за период утраты работоспособности;

Возмещение морального ущерба пострадавшей стороне

Нанесенный моральный ущерб компенсируется только в судебном порядке. Поскольку в страховом полюсе не предусмотрены подобные издержки.

Подписать соглашение о возмещении убытков пострадавшей стороне

Для предотвращения судебных процессов виновник может самостоятельно изъявить желание компенсировать нанесенный вред. Это происходит путем подписания соглашения. Суть договора заключается в том, что виновник обязуется выплатить в полном объеме сумму, указанную пострадавшим.

Обращение в страховую компанию

После аварии, оба участника ДТП должные оповестить свои страховые компании о происшедшем. К примеру, ОСАГО дает время на оповещение срок в пять суток. Данное извещение заполняется сотрудниками полиции либо виновниками ДТП. Нарушенные сроки не являются аргументом для отказа в выплате.

Чья страховая выплачивает нанесенные убытки?

В какую страховую компанию обращаться (виновника или пострадавшего) определяет причиненный вред пострадавшему в результате аварии. Потерпевший может обращаться к своей страховой компании в случае, когда:

  • в аварии было не больше двух ТС;
  • пострадали только транспортные средства;
  • у обоих владельцев автомобилей есть актуальные сертификаты ОСАГО.

Если один из пунктов требований нарушен, направлять претензии следует к страховщику виновной стороны.

Порядок возмещения ущерба при ДТП по ОСАГО

Если виновный в аварии обладает полисом ОСАГО — пострадавшей стороне потребуется подать заявление в адрес его страховщика. Перед этим нужно собрать необходимые документы, а именно:

  • копию протокола;
  • справку о ДТП;
  • постановление о нарушении;
  • копию свидетельства права на владение автомобилем;
  • иногда могут потребоваться письменные показания свидетелей;

После того как необходимые бумаги собраны, требуется написать заявление. Оно рассматривается страховыми компаниями в течение 20 дней.

Как возместить ущерб без полиса?

Если у инициатора аварии отсутствует страховой полис, необходимо:

  1. Обратится в ГИБДД, для получения свидетельства о ДТП.
  2. Провести независимую экспертизу по оценке ущерба.
  3. Составить и подать иск в суд на виновника.
  4. Быть присутствующим на всех судебных заседаниях.
  5. Получить решение суда с исполнительным листом.
  6. Обратится к судебным приставам для реализации судебного приговора.

В каких случаях могут не выплатить компенсацию?

Не всегда можно получить денежную компенсацию от страховой компании. Отказ в выплате будет если:

  • ДТП случилось по вине обеих сторон;
  • потерпевший во время аварии находился в состоянии алкогольного опьянения;
  • отсутствует у виновника страховой полис;
  • наличие у пострадавших страховки от несчастных случаев в дороге;
  • уличен пострадавший в мошенничестве;
  • не был определен инициатор происшествия;
  • страховщик является банкротом;
  • сертификат ОСАГО просрочен.

Можно ли взыскать ущерб без обращения в страховую контору?

Взыскание ущерба с виновника дорожно-транспортного происшествия без ОСАГО и без обращения в страховые компании возможно в случае, если виновная сторона готова подписать соглашение о возмещении ущерба при ДТП или он был незначительным.

Возмещение ущерба с виновника через суд

Не всегда возможно мирное урегулирование возникшего спора. Это связано с тем, что не всегда виновники дорожного происшествия согласны с предъявленными им претензиями. В случае отказа платить, требуется обращаться в суд.

Как подать иск?

Перед тем как подать заявление в суд, необходимо иметь на руках:

  1. Справку из полиции о ДТП.
  2. Акт, свидетельствующий о нарушении.
  3. Экспертную оценку вреда.
  4. Ответ страховой компании касательно выплат.
  5. Квитанцию об оплате госпошлины.

Структура подаваемого искового заявления

В заявлении о компенсации за принесенный убыток должны присутствовать:

  • дата и время происшествия;
  • подробное описание действий ответчика и пострадавшей стороны;
  • суть претензии;
  • сумма претензии;
  • список прилагаемых документов к иску;
  • подпись заявителя.

Другие ситуации

Кроме стандартных ситуаций, которые иногда возникают на дороге, возможны и нестандартные случаи. Они также описаны в страховых договорах с указанным порядком дальнейших действий.

Если виновник погибает

К несчастью, часты случаи, когда инициатор дорожного происшествия погибает. В таком случае источником получения компенсации выступает его страховая компания. Если ущерб выше чем сумма страхового полиса, то разницу обязаны доплатить наследники виновника ДТП.

Если виновник скрылся с места преступления

Бывает так, что зачинщики аварии намеренно покидают место происшествия. В таких случаях важно запоминать государственные номера автомобиля виновника. Помимо этого требуется запомнить марку, цвет и другие особенности автомобиля. После подать заявление в ГИБДД на поиски виновного. Если он не найден, то:

  • если повреждено только авто, то компенсации не будет;
  • если есть пострадавшие лица, то выплаты будут из фонда Российского союза автостраховщиков.

При обнаружении инициатора аварии компенсация будет выплачена за счет его страховой компании.

Как не платить компенсацию?

Уклониться от возмещения убытков при ДТП можно путем встречного иска на пострадавшего. Это применимо в случае:

  • сомнительного результата экспертизы;
  • если вина потерпевшего не была доказана в полном объеме;
  • правило оценки ущерба было проведено с нарушениями.

Видео по теме

От аварий никто не застрахован. Важно адекватно воспринимать ситуацию. Инициатор ДТП в любом случае понесет наказание и возместит вред имуществу, здоровью и жизни пострадавшего. Взыскать материальную компенсацию можно посредством суда, при помощи страховой компании или мирным урегулированием конфликта. При этом важно соблюдать порядок действий в результате ДТП и понимать, кто оплачивает понесенные убытки.

Источник: advokatdom.com

ДТП с участием транспорта организации

Законодательство предусматривает материальную ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю (ст. 238 Трудового кодекса РФ).

Следует отметить, что если организация заключила договор добровольного страхования КАСКО, то все расходы на ремонт автомобиля, как правило, оплачивает страховая компания. При отсутствии такого договора прямой действительный ущерб – это понесенные компанией затраты на ремонт автомобиля.

Обратите внимание: обязанность работника по возмещению ущерба не зависит от того, был ли с ним заключен договор о полной материальной ответственности. Дело в том, что если сотрудник признан виновным в дорожно-транспортном происшествии (ДТП), то вред причинен скорее всего в результате несоблюдения правил дорожного движения (то есть водитель совершил административный проступок). А согласно пункту 6 статьи 243 Трудового кодекса РФ, это влечет полную материальную ответственность работника перед работодателем.

Доказательством вины служат документы, оформленные ГИБДД: справка об участии в ДТП, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности.

При этом материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может быть возложена на работника только в случае причинения им ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом. Это подчеркнуто в пункте 12 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16 ноября 2006 г. № 52. Если административное нарушение соответствующим образом не оформлено, ущерб можно взыскать лишь в размере, не превышающем средний месячный заработок работника (ст. 241 Трудового кодекса РФ).

Что касается договора о полной материальной ответственности, то необходимо помнить, что он может быть заключен только с определенными категориями работников, входящими в Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности… (утвержден постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85). Иначе правовых последствий такой договор иметь не будет.

Прежде всего надо установить размер ущерба. По общему правилу он определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен (в конкретной местности) на день причинения ущерба, но не ниже остаточной стоимости имущества по данным бухгалтерского учета. Такой порядок предусмотрен статьей 246 Трудового кодекса РФ. То есть сумма ущерба – это понесенные компанией затраты на ремонт автомобиля за минусом страхового возмещения (при наличии страховки).

Кроме того, работодатель обязан установить причины возмещения ущерба. Для этого необходимо получить от работника письменное объяснение (в произвольной форме) – это требование статьи 247 Трудового кодекса РФ. Если работник отказывается от дачи объяснений, оформляют соответствующий акт (также в произвольной форме). Акт подписывают несколько должностных лиц компании.

После того как необходимые бумаги оформлены, приступают к процедуре взыскания. Порядок взыскания ущерба с работника прописан в статье 248 Трудового кодекса РФ. Он зависит от размера причиненного ущерба.

Если сумма не превышает среднего месячного заработка работника, взыскание производится по распоряжению работодателя, то есть в бесспорном порядке. Для этого руководитель компании должен издать соответствующий приказ. При этом, согласно статье 138 Трудового кодекса РФ, общий размер всех удержаний при каждой выплате зарплаты не может превышать 20 процентов.

Издать такой приказ нужно не позднее месяца со дня, когда размер причиненного ущерба был определен окончательно. Если же работодатель этого не сделает, взыскать с работника причиненный им ущерб он имеет право только в судебном порядке.

В судебном порядке подлежит взысканию ущерб и в случае отказа работника возместить сумму, превышающую его средний месячный заработок, добровольно. Если же удержание все-таки было произведено, то это является нарушением, которое работник вправе обжаловать в суде. Учтите: суд, рассматривающий трудовой спор по жалобе работника, в подобной ситуации примет решение о возврате незаконно удержанной суммы.

Добровольно возместить ущерб работник может полностью или частично. По соглашению с работодателем допускается рассрочка платежа (ст. 248 Трудового кодекса РФ). В этом случае работник подписывает письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей.

Поврежденный автомобиль может быть отремонтирован силами самой компании либо в автосервисе.

Налогообложение. Расходы на ремонт основных средств в налоговом учете квалифицируются как прочие и признаются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат на основании пункта 1 статьи 260 и пункта 5 статьи 272 Налогового кодекса РФ. Это правило применяется, если компания определяет доходы и расходы методом начисления. При кассовом методе затраты на ремонт учитываются после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 Налогового кодекса РФ).

Суммы возмещения ущерба, согласно пункту 3 статьи 250 Налогового кодекса РФ, включаются в состав внереализационных доходов. Следовательно, в качестве внереализационных доходов надо учесть и суммы, подлежащие взысканию с виновного работника.

Как правило, они равны затратам на ремонт автомобиля (включая сумму «входного» НДС, уплаченную автосервису). Однако здесь нужно учесть, что налоговая инспекция скорее всего не разрешит компании принять к вычету «входной» НДС по ремонтным работам. Дело в том, что в данной ситуации, по мнению налоговиков, компания не несет фактических расходов на оплату ремонта: оплата производится за счет денег, взысканных с виновника аварии.

Бухгалтерский учет. Для учета взыскиваемой с работника суммы ущерба используют счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»бычным видам деятельности на дату приемки выполненных работ у исполнителя (п. 7, 18 ПБУ 10/99). Сумма ущерба, взысканная с виновного работника, отражается в составе прочих доходов компании (по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы»). Это следует из требований пункта 7 ПБУ 9/99. ПБУ 10/99 № 32н № 33н >|ПБУ 9/99 «Доходы организации» и «Расходы организации» утверждены приказами Минфина России от 6 мая 1999 г. и соответственно.| – 14 160 руб. – учтена сумма ущерба, подлежащая взысканию с виновного работника;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60

– 12 000 руб. – отражена стоимость ремонта, выполненного автосервисом;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 2160 руб. – выделен «входной» НДС по ремонтным работам;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 14 160 руб. – оплачен ремонт;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 19

– 2160 руб. – списан «входной» НДС.

В июле–ноябре 2011 года (ежемесячно):

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 70

– 40 000 руб. – начислена зарплата Костину за соответствующий месяц;

ДЕБЕТ 70
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»

– 5200 руб. (40 000 руб. × 13%) – удержан НДФЛ;

ДЕБЕТ 70
КРЕДИТ 73 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»

– 6960 руб. – удержана часть суммы ущерба из зарплаты водителя.

Предположим, что работник строительной компании стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого был поврежден автомобиль, принадлежащий другому юридическому или физическому лицу. Статья 1068 Гражданского кодекса РФ определяет, что компания обязана возместить вред, причиненный ее работником при исполнении трудовых, служебных или должностных обязанностей.

Это относится не только к сотрудникам, работающим по трудовым договорам, но и к тем, кто выполняет работы по гражданско-правовому договору и действует по заданию компании (заказчика).

Следовательно, если обязательная страховка (ОСАГО) не покроет ущерб, причиненный чужому автомобилю, компании придется компенсировать разницу.

А такая ситуация весьма вероятна, поскольку сумма страхового возмещения по договору ОСАГО ограничена. При наступлении каждого страхового случая она составляет:

– в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, – не более 120 000 руб., имуществу нескольких потерпевших, – не более 160 000 руб.;

– в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, – не более 160 000 руб.

>|Размеры страхового возмещения установлены в статье 7 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».|

Указанные затраты являются для компании внереализационными расходами (подп. 13 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание на такой важный нюанс: статья 240 Трудового кодекса РФ предусматривает право работодателя отказаться от взыскания с работника причиненного ущерба (исходя из конкретных обстоятельств), приняв соответствующее обоснованное решение.

Однако в этом случае компания будет нести дополнительную налоговую нагрузку, поскольку не сможет учесть для целей налогообложения прибыли расходы на выплату возмещения стороннему участнику аварии.

С точки зрения чиновников, в подобной ситуации расходы являются экономически не обоснованными, поскольку не направлены на получение дохода и соответственно не удовлетворяют требованиям статьи 252 Налогового кодекса РФ. Данное мнение высказано Минфином России в письмах от 24 июля 2007 г. № 03-03-06/1/519 и от 9 апреля 2007 г. № 03-03-06/2/66.

Источник: www.klerk.ru

Не проходите мимо

В прошлые времена, когда садовых участков было не так много, все дачи строились с учетом того, что зайти или заехать на свой участок хозяин мог легко. И сервитут был чем-то экзотическим, про него знал лишь узкий круг юристов.

Но со временем земельных участков в собственности граждан и всевозможных юридических лиц стало в разы больше, да и уже существующие участки стали делиться или сливаться с невероятной скоростью.

Один участок наследники могли раздробить на несколько и продать.

Покупатели могли на своих сотках снести старый дом и построить новый в другом месте, да так, что подъехать к нему стало проблемно. Плюс к этому в некоторых регионах местная власть могла перед старыми дачными участками продать бывшее поле под некий объект. Итог — прежние подъезды к участкам исчезли под ковшом экскаватора. В общем, вариантов установления сервитута стало так много, что перечислить все очень трудно. В итоге в наших судах иски об установлении сервитута стали встречаться почти повсеместно и в немалом количестве.

Про сервитут сказано в Гражданском и Земельном кодексах. Так, в статье 274 Гражданского кодекса записано, что собственник недвижимости вправе требовать от хозяина соседней земли, а иногда и у нескольких собственников участков предоставления ему права «ограниченного пользования» их наделами. Сервитут устанавливается в нескольких случаях: для прохода или проезда через соседний участок, для строительства или эксплуатации линейных объектов (газ, вода, свет и т.д.) и для «других нужд» собственника недвижимости, который ничего не может сделать без сервитута.

Обязателен ли сервитут? Нет. Соседи могут договориться миром. Но если не получается, то проблему решит суд, который и установит сервитут. Надо знать, что сервитут подлежит регистрации, как регистрируют право собственности. Но сервитут — это необязательно обуза на всю оставшуюся жизнь. Если исчезнут основания, по которым его установили, то и сервитут может быть прекращен (статья 276 Гражданского кодекса).

Верховный суд РФ в своем обзоре подчеркнул несколько главных положений, которые суды должны учитывать и исполнять, а гражданам желательно их знать.

Так, не положено устанавливать сервитут, если требуется проход или проезд к самовольной постройке. Как пример Верховный суд привел решение коллег по подобному спору. Некая фирма потребовала пожизненный сервитут через участок дачника для прохода к своему вновь построенному зданию, как сказано в иске: «в целях обслуживания этого здания». Суд коммерсантам отказал, так как выяснилось, что они без разрешения на месте старого склада возвели огромный капитальный объект. Но так как построили они здание без документов, то права собственности у них на него нет. Значит, ни о каком сервитуте не может быть и речи.

Еще одно важное положение, на которое обратил внимание Верховный суд. Сервитут можно устанавливать только в том случае, если у собственника участка нет никакой другой возможности попасть к себе иначе, как через участок соседа. Как пример приведен спор двух соседей. Один из них попросил суд установить сервитут, так как дорога к его дому идет через соседний участок. Но суд выяснил, что к дому истца можно попасть необязательно через чужую землю. Есть и другая дорога. Да, она в плохом состоянии, и ехать по ней дольше, но раз другой путь есть, то никаких неудобств соседу причинять не стоит.

Есть другой аспект, который надо учитывать. Если после установления сервитута собственник участка, через который будет проезд, не сможет использовать свою землю, разрешать сервитут нельзя. Такая ситуация сложилась в споре некой фирмы и гражданина, на участке которого были инженерные сети, трубы канализации и насосная станция. Все это хозяйство использовалось фирмой для обслуживания своих объектов, вот она и попросила бессрочного сервитута соседнего участка. Рассмотрение спора в суде показало, что некогда это был один участок, который разделили и часть продали фирме. Владелец второй части неоднократно просил коммерсантов убрать инженерные сети со своей земли.

Суд выяснил, что это можно было сделать, но фирма заупрямилась. Теперь, решил суд, если фирме разрешить сервитут, то собственник земли фактически не сможет ею пользоваться и отказал в иске.

Сервитут — удовольствие платное для тех, кто его попросил. Верховный суд подчеркнул — плату за сервитут устанавливает суд исходя из «принципов разумности и соразмерности, площади и срока установления сервитута». Это может быть разовая выплата, а может, и периодические платежи. А еще Верховный суд напомнил, что плату за пользование сервитутом можно менять — увеличивать ее или уменьшать. Но это можно делать лишь в случае, если у собственника участка, обремененного сервитутом, изменится объем ограничений его прав.

И последний момент, на который обратил внимание Верховный суд в своем обзоре, — если в государственном кадастре недвижимости нет сведений об участке, обремененном сервитутом, то это не препятствует регистрации самого сервитута.

Источник: rg.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *